державин фотоЦинцадзеГ.Р. ДЕРЖАВИН — ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Нина ЦИНЦАДЗЕ

Современный политический модернизационный процесс имеет глубокие исторические корни. России свойственно развиваться в трансформационной парадигме в интересах самосохранения господствующей политической власти, элиты и идеологии. Безупречно точно по этому поводу высказался отечественный историк и политолог Ю.С. Пивоваров, указав на то, что в «нашей стране господствует самодержавная политическая культура», характеризующаяся персонифицированной властецентричностью. Власть в России априори моносубъектна. Она представляет собой своеобразный микс из византийского лукавства и азиатского коварства. Природа российской власти такова, что ведущим участником государственной и равно общественной жизни является само государство. И от того, кто возглавляет политическую систему, многое зависит.

Диалог между государством и обществом всегда строился далеко не на равных позициях. Изначально общество всегда было гораздо слабее и пассивнее власти. В образованной части социума столетиями существовала патологическая властебоязнь, к которой еще примешивалось вековое чувство вины перед народом. Однако в периоды повышения уровня общественного самосознания и его инициативности государству все же приходилось совершать временные уступки в виде реформ. Завоеванные достижения позже нивелировались чередой контрреформ. Связка «реформа – контрреформа» стала апробированной основой волнообразных трансформационных процессов в стране. Дихотомия «консерватизм – либерализм» стала ответной общественной реакцией на нее.

При слабой институциональности государственного аппарата огромное влияние на политический процесс оказывали внесистемные его элементы: Ближняя Дума образца XV-XVI вв., опричнина, Тайная канцелярия, Преображенский приказ, Кабинет его императорского величества, Негласный комитет и т.д. Они были прочно аффинированы с властью. Эта прочность усиливалась неформальными институтами (родственными, дружескими, коррупционными), которые успешно конкурировали, а порой выигрывали у формальных. Скрытые механизмы власти на деле зачастую оказывались эффективнее гласных институтов.

В XVIII (с небольшим перерывом на «дворцовые перевороты») – начале XIX в. видим очередной виток масштабного транзитарного политического процесса. Екатерина II и Александр I вслед за Петром Великим были активными акторами системных преобразований. Государство приобрело новые импульсы развития. Именно в тот период осуществлялась государственная деятельность Г.Р. Державина. В контексте изложенного выше мы исследуем его политическую биографию и государственно-правовые взгляды.

Будучи прагматичным консерватором, он выступал за реформы в интересах сохранения государственности в виде самодержавия. Исследование служебной деятельности знаменитого поэта позволит нам изучить типичные механизмы функционирования государственных институтов того времени. Фигура Державина в этом смысле весьма эмблематична. Почему именно она? Державин был воплощением мечты Петра I о том, чтобы государственные служащие достигали карьерных высот не в силу знатности происхождения, а благодаря природным способностям, целеустремленности и трудолюбию. Начав служить с солдатских чинов, Державин уже в царствование Екатерины Великой стал действительным тайным советником, что по «Табели о рангах» соответствовало II классу. Выше были только канцлер и император.

Беглого взгляда на биографию Гавриила Романовича достаточно, чтобы заметить все огрехи государственной системы того периода. И дело даже не в особенностях характера Державина, хотя это тоже необходимо учитывать. Смысл состоял в том, что конфликт Державина с чиновниками развивался в контексте проблемы подбора и расстановки кадров государственных служащих в Российской империи. В данном случае сталкивался не склочный правдолюб Державин и проворовавшиеся чиновники, а  система и выпавший из нее элемент. Гавриил Романович выбивался из общего ряда своих современников. Он боролся не с людьми, а с явлениями, причем сильно укоренившимися в сознании и практике общества.

Рабочая гипотеза моего исследования сводится к следующему утверждению. В российской политике последней трети XVIII – начале XIX в. происходили качественные изменения в государственном аппарате и российских элитах. Державин, будучи частью этого процесса, представлял собой нетипичную модальную личность.       В связи с этим, задачами данного исследовательского проекта являются:

  1. изучить основные этапы политической биографии Г.Р. Державина;
  2. определить место Державина в элиталисткой системе России последней трети XVIII – начала XIX в., а также причины конфликта с чиновниками;
  3. охарактеризовать своеобразие личности и деятельности Державина-государственника;
  4. проанализировать административные мероприятия Державина на занимаемых им государственных должностях;
  5.  исследовать его пресекательную антикоррупционную деятельность;
  6. изучить нереализованные государственные предложения и инициативы, определить их государственный потенциал и целесообразность для своего времени;
  7. объяснить причины востребованности Державина в качестве медиатора или третейского судьи.

Предполагается, что источниковую базу исследования составят уникальные архивные документы, фонды рукописных отделов библиотек и профильных институтов РАН; опубликованные научные материалы.

Исследование – это очередная попытка посмотреть вроде как на знакомые и известные сюжеты из жизни поэта и государственного деятеля, но с новых позиций: идеологических, методологических, источниковедческих.

По результатам исследования опубликована монография:

  1. Цинцадзе Н.С. Г.Р. Державин: на службе у трех императоров: монография в 3-х частях. Часть 1. Государственная деятельность в царствование Екатерины II. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 160 с.

По результатам исследования опубликованы научные статьи:

  1. Цинцадзе Н.С. «Неправильный» чиновник (страницы жизни и деятельности Г.Р. Державина) // Тамбовская жизнь. № 1. 28.05.2014. С. 11.
  2. Цинцадзе Н.С. Государственные интересы — превыше всего! // Тамбовская жизнь. 11.07.2014. С. 3.
  3. Цинцадзе Н.С. Феномен Г.Р. Державина в государственно-политической жизни России последней трети XVIII — начала XIX в. // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2014. Вып. 4 (132). С. 199-208.
  4. Цинцадзе Н.С. Политико-правовые и общественные взгляды Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2014. Вып. 6 (134). С. 235-239.
  5. Цинцадзе Н.С. Деятельность Г.Р. Державина  в системе местного управления  Российской империи (1785-1788 гг.). Первая часть. Губернаторство в Олонецкой губернии // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки.  2015. Вып. 1 (141).  С. 168-176.
  6. Цинцадзе Н.С. Неистовый губернатор (некоторые малоизвестные факты из тамбовского периода государственной деятельности Г.Р. Державина) // Тамбовская жизнь. 08 апреля 2015 г. № 36 (26397). С. 11.
  7. Цинцадзе Н.С. Деятельность Г.Р. Державина  в системе местного управления  Российской империи (1785-1788 гг.). Вторая часть. Губернаторство в Тамбовской губернии // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки.  2015. Вып. 2 (142). С. 154-162.
  8. Цинцадзе Н.С. Г.Р. Державин и «еврейский вопрос» в Российской империи в конце XVIII-начале XIX века // Клио. 2015. № 4. С. 175-182.
  9. Цинцадзе Н.С. Гавриил Державин-экономист (новое в биографии тамбовского губернатора) // Тамбовская жизнь. 2016. 20 апреля. С. 6.

 

Научные мероприятия

РОП

РАПН2
ПОЛИС
SRC
DC
Белвью_США
Китайский универ
Македония Державин
Першовский университет                      Уппасал_швеция
CSKP
Элит_центр_Пермь